БЮРО ИГОРЯ СУШКОВА

Качественная архитектура 2005

Клуб-ресторан FC Lounge

Клуб-ресторан FC Lounge

Ресторан-клуб FC Lounge располагается в цен­тре города, неподалеку от Московского вокза­ла на углу улиц Полтавской и Гончарной. Ресто­ран-клуб входит в международную сеть фран­цузской компании Fashion TV Clubs & Restauraunts. Характерной чертой этих заведе­ний является наличие в залах телеэкранов, не­прерывно транслирующих показы мод и всего, что относится к миру моды, от одежды до ду­хов. Такие клубы есть во многих городах мира и даже у наших ближайших соседей — в Киеве и Астане. Петербургский FC Lounge стал первым клубом этой сети в России.

 

Перед архитектором стояла сложная задача, соблюдая строгие требования, предъявляемые к дизайну и организации заведений, работаю­щих под маркой сети Fashion TV, создать ориги­нальный, запоминающийся образ интерьера, который мог бы служить своеобразной визит­ной карточкой клубного Санкт-Петербурга. У сети Fashion TV особенный набор функций — это не только места для проведения светских раутов, но и рестораны, и залы с подиумом для дефиле.

 

Определенные ограничения на выработку проектного решения накладывали геометриче­ские параметры помещения, выделенного под строительство, и статус объекта, в котором оно расположено. Старинное здание с невысокими потолками, где предполагалось разместить ре­сторан, находится в исторической части горо­да. И хотя дом не относится к памятникам архи­тектуры, его фасады требовали бережного от­ношения.

 

Первоначально под ресторан планировалось отвести первый этаж площадью 250 м2 и не­сколько помещений на втором этаже. Но высо­та потолков здесь была всего 3 м, что, с учетом прокладки коммуникаций, оставляло совсем немного места для организации функциональ­ного объема заведения такого статуса. Поэто­му было решено к первому этажу добавить про­странство цокольного, высотой в 1,8 м, для чего было демонтировано межэтажное перекрытие.

 

Задача, которую поставил перед собой архи­тектор, состояла в создании монохромного фо­на для ярких, динамичных, насыщенных визу­альными эффектами развлекательных меро­приятий. Интерьер ресторана не должен отвлекать присутствующих от демонстраций и шоу, происходящих в его залах. Вместе с тем нужно было создать такое средовое окружение, в котором посетители не уставали бы от моно­тонности интерьера.

 

Так появилась идея колористического ре­шения интерьера, в котором должна преобла­дать ахроматическая гамма, построенная на сочетании темно-серого, почти черного, с бе­лым. Чередование контрастных по тону пятен определяет динамичный графический ритм интерьерных зон, который периодически ос­танавливается упорядоченными по вертикали мотивами, вызывающими прямые ассоциации с нестареющим «венским модерном». Пласти­ческая композиция интерьера задается соче­танием простейших геометрических фигур и форм — круга, параллелепипеда и куба. Круг­лыми здесь являются отверстия в подвесной плите над подиумом, окна-иллюминаторы в комнате отдыха, иллюминаторы с подсветкой на панели, разделяющей помещения VlP-pec-торана и бара. Пространство гримерной ос­мыслено как «труба», составленная из отдель­ных колец. Все остальные элементы конструк­ций, декор, а также мебель и другое функциональное оборудование интерьера, — это свободные пластические «игры» с формами куба и параллелепипеда.

 

Еще одна значимая тема, активно формирую­щая образ интерьера, противопоставление материалов с различными оптическими и фактур­ными качествами. Прозрачные, полупрозрачные, светоотражающие поверхности провоцируют ак­тивизацию визуальных и тактильных свойств «глу­хих» материалов. В результате холодные и сияю­щие зеркала, полированная «нержавейка» и стек­ло уравновешивают темные, массивные, но теплые на ощупь объемы мебели из мореного ду­ба с полумягкой кожаной обивкой.

 

Борьба противоположностей — темного и светлого, округлого и прямоугольного, теплого и холодного — утверждает интерьерную атмосфе­ру, наполненную динамикой ритмов и внутренней энергией. В созданной архитектором среде по­стоянно идет «диалог» форм, силуэтов, тональ­ных и фактурных контрастов отделочных матери­алов, переходящий в «спор», то затухающий, то возобновляющийся с новой силой.

 

Поскольку помещение ресторана вытянуто в плане и имеет значительную высоту, его про­порции потребовали некоторой визуальной корректировки. Исправить ситуацию удалось при помощи контрастной ахроматической гам­мы. Так, темно-серый потолок кажется ниже, а светлые стены, «расступившись» в стороны, зрительно расширяют пространство.

 

Обстановку праздника моды, вызывающего неизменные ассоциации с театрализованным зрелищем, с присущей ему, подобно карнава­лу, сменой костюмов, масок и декораций, под­держивает встроенная в оконные витражи система декоративной подсветки. Окрашенность освещения ритмично изменяется, заливая ин­терьер спектральными цветами: желтым, зеле­ным, оранжевым, красным, синим и фиолето­вым. При этом происходит смена эмоциональ­ных реакций от восприятия интерьера. Поскольку с наружной и внутренней сторон ви­тражи имеют полупрозрачное остекление, ди­намичная игра разноокрашенного света видна и на улице. В результате, в темное время суток восемь окон ресторана участвуют в декоратив­но-световом оформлении города и одновре­менно выполняют функцию световой рекламы ресторана. Последнее обстоятельство позво­ляет избежать загромождения фасада реклам­ными вывесками и не наносить ущерб архитек­турному облику старинного здания.

 

На стене напротив витражей в нишах уста­новлены пять плазменных панелей, на которых идет постоянная трансляция телеканала Fashion или развлекательных мероприятий, происходя­щих в зале. Плазменные экраны расположены не только на стенах всех помещений, но и вмон­тированы в плафоны фирменных бра в VIP-зоне ресторана. Малогабаритные плазменные пане­ли в гримерной и на лестнице интегрированы в зеркала. Наличие плазменных экранов пресле­дует две цели: с одной стороны, удовлетворяет­ся одно из основных требований к фирменному стилю заведений компании Fashion TV Clubs & Restauraunts, с другой — активно формируется информативное поле интерьера и выявляются его визуально-смысловые связи.

 

Задача, которую заказчики поставили перед архитектором, — создать яркий, эмоционально емкий, и, следовательно, запоминающийся об­раз интерьера. Решая эту задачу, автор архи­тектурного проекта пошел по пути предельной индивидуализации объекта, что потребовало введения в предметное наполнение интерьера нестандартных изделий, как декоративного, так и утилитарного назначения. Мебель, светильни­ки, двери и др. элементы оборудования выпол­нены по эскизам Игоря Сушкова в соответствии с единой функционально-эстетической концеп­цией организации интерьерной среды. Кстати, этот прием автор применяет достаточно часто, что прослеживается и в других его объектах.

 

Вход в ресторан расположен на углу здания. За стеклянными дверями начинается спуск к гардеробу. Пол в гардеробе на четыре ступень­ки ниже уровня тротуара. Вестибюль перед гар­деробом одновременно служит тепловым там­буром.

 

Спустившись еще на 90 см, из гардероба можно попасть в кафе, с установленной по цен­тру эффектной барной стойкой. От следующего помещения — зала ресторана — кафе отделе­но широкой стеной. С двух сторон симметрич­но расположены проходы в ресторан, оформ­ленные в виде порталов.

 

Ресторан ниже уровня кафе еще на 60 см. К слову, помещения ресторана FC Lounge рас­положены на шести уровнях, что создает инте­ресное пространство, интригующее сменой ра­курсов и открывающимися перспективами.

 

Торцевая часть зала ресторана поделена по вертикали балконом. По центру балкона уста­новлена лестница. Именно по ней во время проведения показов мод с балкона спускаются в зал модели. В этом случае в ресторане мон­тируется мобильный подиум. Пройдя по подиу­му, манекенщицы возвращаются по лестнице на второй этаж, где в глубине балкона находит­ся вход в гримерную.

 

Рядом с ней находится chill out — зона для приватного общения. В помещении chill out из гипсокартона сооружена П-образная конструк­ция, закрепленная на стенах и потолке. В ней на потолке и на одной из стен выполнены круглые экраны с заполнением из матового стекла, с подсветкой. В такой же круглый проем со сто­роны зала вставлено зеркальное стекло, таким образом, что изнутри можно наблюдать за всем происходящим в зале, а со стороны зала иллю­минатор выглядит как круглое зеркало.

 

Непосредственно на балконе установлен пульт диджея, для которого также предусмот­рена отдельная служебная комната. Под балконом находится барная стойка. Сте­на за ней скрывает VIP-ресторан. Справа от барной стойки узкий холл с лест­ницами. Спустившись на три ступеньки, можно попасть в «сигарную комнату». Это помещение площадью 50 м2 условно поделено на две зоны: дегустационный зал с четырьмя столиками и комнату отдыха с диваном и креслами, установ­ленными перед экраном телевизора. Разграни­чение функциональных зон осуществлено при помощи стеклянного шкафа, в котором хранят­ся коньяк и сигары.

 

Другая лестница ведет из холла наверх, к пя­ти туалетным комнатам. Там же находится за­пасной выход. Когда посетители спускаются по этой лестнице, возвращаясь в ресторан, то пе­ред ними возникает большое зеркало, закреп­ленное на стене антресоли. 

 

Несущие и ограждающие

 

Помещение, выделенное под ресторан, имеет ширину 7,5 м и перекрывается балками, кото­рые опираются на кирпичные пилоны сечением 700x700 мм. Шаг балок— 6 м. Толщина кирпич­ной кладки внутренних и наружных стен состав­ляет около 1 м, что обеспечивает достаточную звукоизоляцию. При перепланировке рестора­на было установлено, что несущие конструкции находятся в удовлетворительном состоянии и не требуют вмешательства строителей.

 

В процессе выполнения строительных и от­делочных работ был сооружен балкон, конст­рукция которого представляет собой металли­ческий каркас с перекрытием по профнастилу.

 

В оконные проемы вставлены витражи из ма­тового стекла. Для лучшего освещения ресто­рана дневным светом и создания иллюзии больших окон, внутренние проемы расширены за счет стесанных подоконников.

 

Лестницы выполнены по эскизам архитекто­ра. Их каркас изготовлен из стального нержа­веющего профиля, а ступени — из массива ду­ба, тонированного под венге. С целью повыше­ния безопасности края проступей оклеены резиновым рантом.

 

Все декоративные конструкции — перего­родки, подвесные потолки — изготовлены из гипсокартона. Малый радиус скругления от­верстий в фальшстенах и подвесном потолке потребовал фасонирования смоченных лис­тов. Листы увлажнялись из распылителя со стороны приложения усилия при изгибе. С це­лью придания гипсокартону нужной формы использовались шаблоны, на которых листы фиксировались до полного высыхания, после чего они монтировались на каркас. Для обра­зования изогнутых плоскостей в направляю­щих каркаса выполнялись прорези с шагом 20—30 мм.

 

Технологии внутренней отделки

 

Полы в большей части помещений покрыты ке-рамогранитом, а в гримерной — мягким ковролином. Ступени монолитных лестниц облицова­ны нескользящим керамогранитом.

 

В «сигарной комнате» полы из дубового пар­кета. Комната делится шкафом на две равные по площади зоны. На полу в центре каждой зо­ны установлены квадратные вставки из матово­го стекла с подсветкой. По стеклянному полу можно ходить и ставить на него мебель. Стек­лянные плиты склеены из трех слоев прочного стекла. Общие габариты стеклянных поверхно­стей почти 2,5x2,5 м. Поскольку монтировать стекло такого размера и веса было технологи­чески невозможно, стеклянная пластина со­ставлялась из четырех равных квадратных час­тей, соединенных между собой профилем из полированной нержавейки.

 

Для монтажа панели в стяжке пола был сде­лан приямок глубиной 120 мм. В нем установле­ны люминесцентные светильники. То, что пред­почли именно эти источники света, объясняется тем, что люминесцентные лампы характеризу­ются длительным сроком службы, что упрощает эксплуатацию подсветки, встроенной в пол. Не­маловажно и другое: компактные люминесцентные лампы относятся к энергосберегающим ис­точникам света, при этом их светоотдача в 6—8 раз выше, чем у ламп накаливания.

 

Поверхности стен и потолка перед окраской покрыли сцепляющей грунтовкой TIKKURILA, которая способствует укреплению основания, улучшает его адгезию к красочному составу и позволяет достичь равномерного окрашива­ния. Поверх грунтовки наносился красящий со­став также производства TIKKURILA.

 

Для изготовления витражей использовалось витринное стекло, поверхность которого мати­ровалась пескоструйной и химической обработ­кой. На зеркало наклеена полупрозрачная плен­ка с геометрическим орнаментом. Она выполня­ет две функции: декоративную и защитную (при разрушении зеркала пленка удержит осколки стекла, не позволив им разлететься в стороны).

 

Все столярные изделия — мебель, рамы вит­ражей, ступени лестницы, рамки для фотогра­фий — изготовлены из массива дуба, тониро­ванного под венге. По контуру витража выпол­нены декоративные накладки из нержавейки.

 

Подиум для дефиле высотой 400 мм пред­ставляет собой сборную конструкцию из трех модулей, обитых черным ковролином. Цент­ральная часть потолка повторяет форму и раз­мер подиума. На подвесной плите потолка смонтирована прожекторная батарея, управля­емая дистанционно с пульта диджея. Она поз­воляет направлять на подиум локальный свето­вой поток, фокусируя внимание зрителей на от­дельных эпизодах или участниках показа.

 

Двери VIP-ресторана и «сигарной комнаты» откатные. Такое устройство дверей не требует дополнительного пространства при их откры­вании.

 

Легкая стена, разделяющая барную стойку и VIP-ресторан, представляет собой двухсторон­нюю конструкцию из гипсокартона. Со стороны ресторана в ней устроены ряды иллюминато­ров из матового стекла с подсветкой, а со сто­роны бара перегородка оборудована стеклян­ными полками, на которых расставлены под­свеченные бутылки.

 

Пространство гримерной представляет со­бой «трубу», потолок которой плавно перехо­дит в стены. Такое решение продиктовано кон­структивными особенностями помещения. Де­ло в том, что в этой части здания был сводчатый потолок. Когда помещение разде­лили на две части — гримерную и chill out, часть потолка в них оказалась закругленной. В закругленный свод вплотную вписали пото­лок гримерной, перетекающий в плоскость стены. С другой стороны помещения под по­толком образовалось свободное пространст­во, в котором проходят инженерные коммуни­кации. В торце гримерной, напротив входа, ус­тановлено круглое зеркало. Оно служит не только по своему прямому назначению — для подготовки участников дефиле перед выходом на подиум, но и визуально увеличивает не­большое помещение гримерной.

 

Столешницы гримерных столиков рассчита­ны на два места. Каждый столик имеет опору, расположенную по центру. Этот конструктив­ный элемент одновременно разделяет столеш­ницу на две зоны.

 

В туалетных комнатах пол и небольшой поди­ум-ступенька для сумок отделаны керамогра­нитом. Столешница умывальника изготовлена из дуба, тонированного под венге. Стены туалетных комнат облицованы влаго­стойкими зеркалами. Поскольку алюминиевая амальгама не выдерживает высокой влажнос­ти, зеркала покрыты отражающим составом на основе серебра и титана. Кроме того, амальга­му закрывает защитная пленка. При наклеива­нии зеркал использовали специальные клеи, не содержащие щелочи, которая может разру­шить амальгаму.

 

Порталы с узкими нишами, обрамляющие выступы пилястр, выполнены из гипсокартона и покрыты темно-серой краской. Напротив балкона по центру помещения рес­торана установлена панель из гипсокартона — экран, на которую проецируется видеоряд Fashion TV.

 

Инженерное оборудование

 

В центральном зале вентканалы приточно-вы-тяжной вентиляции проходят поперек вытяну­того помещения под потолком и спускаются по стенам до пола. Внизу расположен приток, а наверху, под потолком — вытяжка. Достаточно объемные воздуховоды декорированы под ар­хитектурные элементы — потолочные балки и пилястры, наличие которых весьма логично в данном месте.

 

Во всех других случаях инженерные комму­никации спрятаны за подвесными потолками. Радиаторы отопления установлены в нишах под витражами и скрыты высокими спинками диванов. Частично нагрев воздуха в помещени­ях ресторана происходит за счет теплого при­точного воздуха.

 

При оборудовании зеркал плазменными па­нелями в месте их установки с обратной сторо­ны стекла счищался слой амальгамы по разме­ру плазменной панели. Таким образом, созда­ется ощущение, что изображение возникает прямо на зеркале. В выключенном состоянии панель невидна, поскольку она сливается с се­ребристой зеркальной поверхностью.

 

Откатные двери VIP-ресторана и «сигарной комнаты» оборудованы датчиками движения, что создает дополнительные удобства, как для посе­тителей, так и для обслуживающего персонала.